II Стерео(тип)
Использовав образ Домика, я стала частью большой работы по генерации символов и образов, проделанной нашей культурой. Домик придумала не я, его никто не придумал. Он существует сам по себе. Это архитектурная форма без авторства, которая передается сквозь века. В нашем сознании архитектура получила свои устойчивые образы. И образ дома, Домика - это один из самых живучих штампов. Его банальность обеспечивает его распространенность. Несмотря на все разнообразие архитектурных произведений, домик вызывает у человека совершенно определенные ассоциации. В северной Европе это: двускатная крыша, труба, дым.
Ассоциации, которые вызывает Домик достаточно подробно разбирает Башляр в «Поэтике пространства»: «Дом – является нашей первоначальной вселенной. И он действительно представляет собой космос. Космос в полном смысле этого слова». В феноменологическом исследовании дом становится основой чувственного и поэтического восприятия, архитектурной основой мировосприятия. Каждое обитаемое пространство несет в себе концентрированный понятие дома.
По устойчивости и распространенности Домик можно сравнить лишь со зданием коробкой или простыми геометрическими фигурами. Однако, он имеет принципиальные отличия от здания коробки: домик уже содержит ее внутри себя, а завершающая домик призма всегда показывает, как он расположен по оси земля-небо. Находясь внутри, человек по пространству под крышей всегда знает, что это последний этаж.
Чтобы узнать есть ли аналогичные Домику устойчивые архитектурные образы я исследовала архетип жилища в разных странах. Не было цели углубляться в эту тему подробно и досконально изучать откуда взялся каждый архетип, меня интересовали скорее геометрические формы, порождающие простейшую архитектуру. Условно, выявив эти формы, можно было бы понять, как дети в разных частях света нарисуют домик. Базовых типов набирается не так уж много (я выделила семь) и это говорит о том, что есть всего несколько устойчивых архитектурных геометрий. В итоге исследования я получила карту обитания Домика и его миграционные пути. Одной из причин того, что он - распространенный объект, является его устойчивость и конструктивная простота, которая обеспечивает высокую приспособляемость. Таким образом, несмотря на то, что у Домика есть шесть братьев он оказался самым живучим среди них эврибионтом.
II Тип
Домик существует в трех ипостасях: символ, геометрическое тело и архитектура. Каждый этап перехода осуществляется минимальным количеством средств. Символ – это силуэт домика. Силуэт формирует объем собственным умножением. Объем становится архитектурой, как только в нем появляется намек на проемы, подразумевающие наличие внутреннего пространства. Появление каждой детали здесь определяющее. Что такое окно, дверь, труба? У каждого элемента есть внутренняя рациональность и внутренний космос, который с одной стороны, может быть сведен к идее того или иного объекта, а с другой – имеет бесконечное количество вариаций и возможностей для самовыражения.
Геометрия дома отличается от геометрии здания коробки: домик развивается по двум осям «земля – небо» и «силуэт – объём». Внутренние пространства дома определяются по оси земля-небо и содержат три принципиально разных типа пространства: подвал – основная коробка (тело дома) – призма крыши (чердак). Дом всегда направлен к небу и врастает корнями в землю. По этой оси он очень однозначен, и она является определяющей. Ось «силуэт – объем» представляет собой развитие силуэта дома в длину. Здесь дом имеет возможность тиражирования и удлинения.
Дом содержит в себе несколько базовых типов пространств:
Теплое – холодное: основное пространство vs пространство полудома, не дом и не улица, между (сени/тамбур/крыльцо/балкон).
Основное – служебное: основное «жилое» пространство vs пространства хранения (подвал/чердак/кладовая).
Движение – центр: лестница (связывает дом по вертикали) vs печь (манифестирует центр дома).
Коммуникация: Лестница – внутренняя связь дома, именно ее открытость собирает дом воедино.
Очаг – внутренний центр и коммуникация дома с внешним миром.
Все эти пространства не должны трактоваться буквально, это принципы организации архитектуры, которые определяют ее внутреннее мироустройство, которое способно вместить в себя любое действо или функцию. Когда-то архетипический жилой дом был моделью вселенной и манифестацией определенной культуры. Этот дом вмещал в себя фактически весь возможный функционал. Домик в моем направлении скорее является манифестацией архитектуры, нежели конкретной человеческой культуры и традиции, и он по-прежнему способен вместить в себя все.
***
Коллекция детских рисунков домиков показывает миграцию образа. Здесь видно, что в современной культуре, где большинство людей живут в городских домах типа «коробка», ребенок усваивает два образа дома, которые существуют параллельно. С одной стороны, в детских рисунках отражается окружающая действительность, с другой представления о доме вшитые в культуру и транслирующиеся через сказки, мультфильмы, книжные иллюстрации и символы.
***
Предположив, что у каждого архитектурного бюро есть свой домик, я начала собирать коллекцию различных проектов. В проекте Ольджати (Здание страховой компании Baloise) дом превращается в несущий элемент, в деталь плана, в форму вентиляционной решетки, максимально раскрываясь, таким образом, как символ. Иронично, что это проект офиса страховой компании. Не делая здание в форме дома, Ольджати сделал его из дома. У Херцога и де Мерона домик (House in Leymen ) максимально приближен к идеальному геометрическому телу.
#Домик